8(846)260-08-29 - Телефон

Сберечь самое главное. Как в областном центре реализуется проект «Бережливая поликлиника»

Сберечь самое главное

Как в областном центре реализуется проект «Бережливая поликлиника»
 
















Летом этого года на публичных слушаниях было определено 13
наиболее удачных кейсов по внедрению бережливого производства
в поликлиниках области. В их число вошел опыт Самарской городской
поликлиники №13. В то же время в Самарской городской больнице №4
бережливое производство начали внедрять еще до запуска проекта.

Обновлено: 
Фоторепортер: Андрей САВЕЛЬЕВ
 
 

Кого берегут?

Изначально предполагалось, что бережливое производство в поликлиниках будет представлять из себя элементарные технические решения, которые сократят время ожидания приема и в целом сделают визит пациента комфортным. Эксперимент быстро дал результат: за счет перехода на электронный документооборот, внедрения электронных очередей, а также распределения потоков больных пациенты уже сегодня могут гораздо быстрее получать справки, рецепты, проходить обследования и попадать на прием к врачам.
«В нашей поликлинике проект стартовал в июле 2017 года, - рассказывает заведующая поликлиническим отделением №2 ГБУЗ СО Самарской городской поликлиники №13, врач высшей категории Светлана Остапенко. - За год мы обустроили открытые регистратуры, внедрили электронные амбулаторные карты, и сегодня в своей работе мы уделяем особое внимание доброжелательному отношению сотрудников к пациентам: начиная от регистраторов и заканчивая врачами и медперсоналом».
По словам Светланы Остапенко, в поликлинике №13 внедряются стандартные операционные программы, расписывающие алгоритмы действия всех сотрудников при общении с пациентом. Такого же подхода придерживаются и в поликлиническом отделении горбольницы №4. Здесь установлена система электронной регистратуры: пациент берет талон в терминале на первом этаже и подходит к окошку, когда на табло высвечивается его номер, причем ветераны и инвалиды обслуживаются в регистратуре вне очереди — врач их вызывает первыми, когда видит соответствующий талон в системе.
Надо заметить, что отделение не участвовало в пилотном проекте, однако первые элементы «Бережливой поликлиники» здесь начали внедрять еще в 2015 году. Тогда в поликлиническом отделении СГБ №4 организовали кабинет доврачебного приема. «Сейчас в бережливом производстве это называется разграничением потоков на больных и здоровых, - рассказывает заместитель главного врача по поликлиническому отделению СГБ №4 Мария Лобова. - То есть пациент, минуя регистратуру, при каком-либо остром состоянии обращается в кабинет доврачебного приема и получает там необходимую медицинскую помощь. Также в период вакцинации против гриппа осмотр желающих сделать прививку проводит фельдшер в своем кабинете, он же дает направление. В очереди к терапевту пациенты в таком случае не стоят».

Без очередей

С 2016 года на прием к врачу в поликлиническом отделении больницы №4 пациенты почти всегда приходят к конкретному времени по талону - это исключает живую очередь, в которой больные раньше просиживали не один час. «Перед кабинетом врача пациента приглашают по голосовой связи, - говорит Мария Лобова. - Каждый врач в программе видит список пациентов по талонам». В результате, после того как доктора получили возможность сами в электронном виде записывать пациентов на повторный прием, на анализы, к узким специалистам, очереди сократились вдвое. «Более того, врач может тут же связаться с другими медучреждениями через диспетчерский пункт и направить пациента на дополнительные анализы, - дополняет Светлана Остапенко. - На сокращение очередей повлияло и исключение промежуточных визитов к заведующим для подписи направлений в другие организации».
По словам Марии Лобовой, сложно было только первое время. Сегодня врачи не жалуются, да и пациенты за два года привыкли: на каждый прием отводится от 15 до 20 минут, в зависимости от профиля специалиста. В резерве обычно есть еще минут пять, но этого времени вполне достаточно, чтобы провести полноценный прием.
Кстати, «Бережливая поликлиника» экономит время работы врача и за счет организации рабочего места. «У нас внедрена и активно совершенствуется система «5С», - продолжает Светлана Остапенко. - Это сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и самодисциплина. В нашем поликлиническом отделении несколько кабинетов полностью стандартизированы в соответствии с нормами и порядком. Здесь избавились от старой макулатуры, расставили мебель, организовали рабочее пространство для комфортного пребывания и врача, и пациента. Эту систему контролирует старшая медсестра».
Ну и, конечно же, время врачей сильно экономит внедрение электронного документооборота. В поликлиническом отделении СГБ №4, как и в поликлинике №13, внедряются электронные карты, когда врач на компьютере видит результаты лабораторных исследований пациента. Совсем скоро к ним добавится и другая информация. Бумажной работы стало меньше еще и за счет внедрения оформления электронных листов нетрудоспособности, а также электронных посыльных листов.

Светлана Остапенко,

Светлана Остапенко,

заведующая поликлиническим отделением №2 ГБУЗ СО Самарской городской поликлиники №13:

- После того как доктора получили возможность сами в электронном виде записывать пациентов на повторный прием, на анализы и к узким специалистам, очереди сократились вдвое. Но имеются и проблемные точки. Не все врачи и медсестры готовы работать с цифровыми технологиями. Однако, несмотря на трудности, даже доктора в возрасте понимают необходимость внедрения электронных историй болезней и ведения всей документации в системе «АИС «Поликлиника».

«Бережливая поликлиника» предполагает организацию доступной медицинской помощи для инвалидов. Так, при входе в стационар и в поликлиническое отделение СГБ №4 установлены пандусы, также здесь есть кнопка вызова сотрудника, в чью функцию входит сопровождение маломобильных граждан. А вот для поликлинического отделения №2 ГБУЗ СО СГП №13 эти изменения еще впереди

http://www.vkonline.ru/content/view/211521/sberech-samoe-glavnoe